Часто задаваемые вопросы

ЧТО ТАКОЕ ОРДЕН ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ?

Орден вольных каменщиков (масонство) – братство, чьими основными принципами являются братская любовь, помощь ближнему (милосердие) и приверженность истине.
Выражаясь кратко, цель масонства «сделать хорошего человека лучше». Люди подмечают, что зачастую человек является продуктом того, что он встретил в жизни, своего окружения. Орден предлагает человеку возможность быть в компании людей морали и долга, позволяя ему развивать собственный дух и помогать в этом другим людям. При этом одна из целей Ордена сделать такое развитие для всех людей приятным, именно поэтому он является братством, а не просто философским клубом.
Для того, чтобы устранить все, что может разъединить людей, дискуссии о политике и религии в ложах запрещены и само регулярное масонство никогда не занималось и не занимается ни политикой, ни каким-либо видом религиозной пропаганды. Масонство принимает любую веру и любые политические убеждения своих членов, не пытаясь переубедить их и желает, чтобы братья были искренне верующими. Но масонство никогда не призывает никого из своих членов исповедовать какую-либо особо указанную религию, следовать какому бы то ни было конкретному духовному пути, поддерживать какую-либо партию или какую-либо идеологическую доктрину.
Масонство активно использует в символике рабочие инструменты каменщиков, но это не означает, что масонство как-то связанно с каким-либо видом строительных работ.
Масонство исключительно законопослушная организация. Ничто ни в ритуалах, ни в регламентах масонов не противоречит действующему законодательству той страны, где масоны работают. Если власти где-либо запрещают деятельность масонских организаций, такая деятельность немедленно прекращается. Однако такая деятельность будет возобновлена при первой же законной благоприятной возможности.
Масонство отличает от других орденов внимание к морали, нравственному и духовному развитию, развитая ритуалистка, регламентированность деятельности, подчеркнутая законопослушность. Орден вольных каменщиков никогда не был организацией, служащей какой-либо церкви или вероисповеданию и пытающейся насадить ее владычество где-либо. Никогда Орден не был организацией, служащей какому-либо одному правительству, организацией, заставляющей своих членов действовать вопреки интересам своей родины. Масоны всегда были патриотичными людьми, верными своей стране.
В современной форме масонство регулярное символическое масонство оформилось в XVII веке, но уже с XIV века сохранились документальные достоверные свидетельства о существовании оперативного масонства, которое является предтечей Ордена в его современном виде. И многое в обрядности и символизме Ордена вольных каменщиков, в традициях его посвятительной практики восходит к гораздо более древним временам.
Масонство не является ни религией, ни контролирующей мир организацией.
Мировое масонство не имеет единого руководящего центра.

ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛЯРНОЕ МАСОНСТВО?

Пройдите по ссылке на страницу http://gloq.kz/regular

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО?

Символическое масонство, то же самое, что Blue Lodges, Craft. Древнейшая система масонства, состоящая, как правило, из трех основных степеней ученика, подмастерья и мастера. Посвященные этих степеней объединены в ложи. Высшее административное управление степенями и ложами осуществляют особые масонские административные образования – Великие Ложи. Символическое масонство – основа масонства, древнейшая его часть.
К моменту создания Великой Ложи в 1717 году масонство работало в двух степенях: ученика (entered apprentice) и подмастерья (fellow craft), исторически связанных с традициями оперативного масонства. В оперативном масонстве за пределами ложи, как отмечал Гарри Карр (Harry Carr’s The Freemason at Work. London: Burgess & Sons, 1976), за пределами ложи один был работником, а другой нанимателем. Однако внутри ложи, каждый был равен другому, оба считались полностью обученными масонами и проходили через одну и ту же церемонию.
В то время мастером назывался управляющий офицер ложи. Древнейшее упоминание о степени мастера содержит манускрипт 1711 года, хранящийся в Trinity College Dublin MS.
1725 годом датированы первые протоколы о работе в степени мастера по данным ОВЛА. Первым широко известным свидетельством посвятительных работ в масонской степени мастера стала публикация памфлета Сэмюэла Причарда (Samuel Prichard. Masonry Dissected. London. 1730), содержавшая катехизис ученика из 92 вопросов и ответов, подмастерья из 33, и мастера из 30 вопросов и ответов.
С 1730-х годов Великая Ложа Англии «Премьер» работает в трех символических степенях. В 1751 году в Англии возникает «Великая Ложа Вольных и Принятых каменщиков в соответствии со Старыми Установлениями», которую в масонской литературе называют «Древняя» Великая Ложа. Она практикует Степень Царственного Свода (Королевской Арки) как ключевую масонскую степень. В 1813 году «Древняя» и «Современная» Великие Ложи Англии объединяются и декларируют, что «истинное и древнее масонство состоит из трех степеней и не более, каковыми являются степени Ученика, Подмастерья и Мастера Масона, включающая Верховный Орден Святого Царственного Свода».
Правило работы в трех степенях под юрисдикцией Великой Ложи становится Базовым принципом признания ОВЛА и включается в список условий масонской регулярности. Так, пункт 5 Базовых принципов признания Объединенной Великой Ложи Англии от 4 декабря 1929 г. устанавливает: «Великая Ложа обладает суверенной юрисдикцией над всеми ложами под ее контролем, то есть это ответственная, независимая и самоуправляемая организация с единой и неоспоримой властью над цеховыми или символическими степенями (Ученик, Подмастерье, Мастер) в рамках своей юрисдикции».
Говоря иными словами, в масонском мире с этого момента символическое масонство включает в себя три степени повсеместно и в некоторых случаях может легитимно включать в себя степень Царственного Свода. Символическое масонство в России, управляемое Великой Ложей России, работает в трех степенях: ученик, подмастерье, мастер. Существует масса разнообразных дополняющих организаций, объединяющих мастеров масонов в различные уставы и степени, помимо членства мастеров масонов в символических ложах под юрисдикцией великих лож. Однако каждый масон должен всегда оставаться членом какой-либо символической ложи, и потеря им членства в символической ложе влечет его исключение из всех дополняющих организаций.
Кроме того, верно и то, что единственный путь в масонство лежит через символические ложи, в которых, и только в которых, кандидат может быть допущен в первую степень.
Символическое масонство практикует разные ритуалы. Однако, вот на что обращает внимание К.Уэйт, вычленяя суть масонских степеней цеха: «При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что цеховое масонство включает в себя три элемента любопытным образом связанные с подрубрикой символической архитектуры… Во-первых, есть собственный труд кандидата, во время которого его учат строительству самого себя. Метод обучения по сути своей весьма практичен и, будучи широко известен и открыт, в общем не является содержанием занятий тайного ордена. Во-вторых, есть миф о здании, и способ его представления вынуждает кандидата принимать участие в драматическом ритуале, во время которого он обнаруживает живую связь с масонским Мастером-строителем. И в-третьих, есть масонский поиск, связанный с понятием тайного слова, что сообщается как существенная часть мастерской степени строительства. Возможно, это самый важный их трех элементов, однако поиск слова остается незавершенным в третьей степени».
Во многих юрисдикциях символическое масонство называется также Иоанновским масонством. Многие масонские авторы полагают, что учение символического масонства связано с покровительством Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.

ЧТО ТАКОЕ МАСОНСКИЕ ЛАНДМАРКИ?

Ландмарки (в масонстве) – ставшие широко известными правила организации масонства, сформулированные относительно кратко масонскими писателями на основании исторических исследований; значительная часть масонских исследователей полагает эти правила древними и неизменными.
Буквально слово «ландмарки» означает вехи, межи, обозначающие границы земельных участков. В Книге притчей Соломона 22:28 сказано: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои». Persy Jantz в статье The landmarks of freemasonry связывает происхождение масонского термина «ландмарки» с приведенной библейской цитатой.
Понятие ландмарок впервые возникает в масонском праве в Общем Регламенте Джорджа Пейна, первом руководящем документе Великой Ложи Англии «Премьер», составленном в 1720 году и принятом в 1721 году. Статья 39 этого Общего Регламента указывает, что «каждая ежегодная Ассамблея Великой Ложи обладает сама по себе властью и правом составлять новый Регламент, или изменять настоящий Регламент во неоспоримое благо древнего братства при условии, чтобы во всякое время неукоснительно сохранялись древние ландмарки». Перечень ландмарок не был определен.
Наиболее авторитетный и известный перечень ландмарок составил Альберт Макей, поместивший его в 1858 году в октябрьское издание American Quarterly Review of Freemasonry. Список Макея состоит из 25 ландмарок. Существует множество иных редакций ландмарок. Майкл Ботелхо в своей статье «Масонские ландмарки» – ряд общеизвестных фактов в которой, впрочем, изложен не совсем аккуратно – отмечает, что в 1863 году Джордж Оливер опубликовал Freemason‘s Treasury,  где перечислил 40 ландмарок. В XXвеке по Ботелхо, ряд Великих Лож в США предпринимали попытки перечислить ландмарки: от Западной Вирджинии (7) и Нью-Джерси (10) до Невады (39) и Кентукки (54).
На самом деле ни одна из редакций ландмарок не имеет обязывающего значения. Фактически роль ландмарок в современном масонском мире выполняют принципы взаимного признания Великих Лож.

ЧТО ТАКОЕ ШОТЛАНДСКИЙ УСТАВ?

Древний и Принятый Шотландский Устав (Ancient and Accepted Scottish Rite) есть иерархическая система масонских организаций, которая является «надстройкой» над символическим масонством. Шотландский Устав не может рассматриваться как организация, которая руководит символическим масонством – он не признается официально масонством 1-3 степеней. Великие Ложи, управляющие 1-3 степенями, абсолютно независимы от организаций Шотландского Устава и не признают более высокой степени, чем степень мастера-каменщика (3 градус). Скорее, имеет место зависимость Шотландского Устава от Великих Лож. Быть членом организации Шотландского Устава можно только являясь мастером вольным каменщиком и оставаясь активным членом символической ложи. Регулярные масоны считают, что древнее цеховое масонство состоит лишь из трех символических градусов. Эта позиция была официально сформулирована материнской для всего масонства Великой Объединенной Ложей Англии в 1813 г. и с тех пор наличие трех градусов является одной из неизменных ландмарок.
Шотландский Устав характеризуется развитой обрядностью и богатой посвятительной практикой. Он включает в себя степени с 4 по 33, ритуалы, уроки и заповеди этих степеней развивают моральное учение символических градусов. В этом смысле Шотландский Устав продолжает традиции символического масонства. Несмотря на то, что структуры Шотландского Устава независимы от Великих Лож, эти структуры, также как и Великие Ложи, достаточно тесно интегрированы во всемирную братскую цепь на своем уровне.
Высшим руководящим органом структур Шотландского Устава на территории юрисдикции является Верховный Совет. Как правило, территория юрисдикции органов Шотландского Устава совпадает с территорией страны. Исключение составляют Соединенные Штаты Америки, где действуют два Верховных Совета: Верховный Совет Северной Юрисдикции и Верховный Совет Южной Юрисдикции. Верховный Совет Южной юрисдикции США является самым древним Верховным Советом в мире.
История происхождения Древнего и Принятого Шотландского Устава по Бр. Маккленахану такова:
«Приблизительно во времена нового пробуждения интереса к масонству в начале XVIII века, адепты Ордена чувствовали необходимость более глубокого проникновения в арканы франкмасонства и более глубокого знакомства с эзотерической доктриной. Самые развитые и блестящие умы Европы, решив заняться исследованием Каббалы и будучи очарованы неизмеримыми глубинами, открывшимися перед ними, решили учредить новую, более высокую ступень франкмасонства, только и лишь ради пропаганды и изучения древних мистерий, почти неизвестных им до тех пор, которая состояла бы из исторических, философских и рыцарских градусов. Имея в виду эту цель, они сперва стремились создать некие отдельные и независимые организации только для того, чтобы внутри них культивировались и раскрывались эти великие истины. Практически все эти проекты пережили своих инициаторов, однако «Устав Усовершенствования» (Emulation), эмбрион организационной структуры Древнего и Принятого Шотландского Устава – основанный на чистейших масонских принципах, содержавший в себе раскрытие разнообразных оккультных мистерий и состоявший из двадцати пяти градусов – постепенно начал развиваться.
Без всякого сомнения, деятельность кавалера Рамзая в 1740 г. ускорила усвоение, систематизацию и полное признание масонством тех градусов, которые оно в течение долгого времени отвергало и не признавало. Противники Древнего и Принятого Шотландского Устава, такие как Финдейл и прочие, утверждают, что Устав начал свое развитие около 1740 г. под руководством Майкла Эндрю Рамзая, более широко известного под титулом «кавалер Рамзай», родившегося в Шотландии, в Эйре, в 1686 г., и умершего в Сен-Жермен-де-Ле, что во Франции, в 1743 г.; что со времени изгнания Стюартов из Англии в 1688 г. между Римом, куда бежал в 1719 г. претендент на престол из династии Стюартов, и Шотландией существовали постоянные тайные связи; что по мере развития этих связей претендент все укреплялся в своих надеждах на благоприятный для него исход; что Рамзай пытался подорвать дух верноподданничества и верности Престолу в Великой Ложе Шотландии, основанной в 1736 г., а осознав безрезультатность своих попыток, предпринял попытку создать и как можно теснее сплотить свою собственную группу, состоящую из приверженцев изгнанной королевской династии, в высших масонских степенях посвящения, таким образом, потакая их честолюбивым устремлениям; что масонские ложи во Франции были образованы шотландскими заговорщиками вместе с членами и сторонниками ордена Иезуитов, которые пали столь низко, что решили разыграть свою карту в этом новом деле, сулившем разнообразные и весомые перспективы на политической сцене.
Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутый Устав Усовершенствования был основан в 1753 г., в то время как другие настаивают на том, что только в 1758 г. несколько масонов, именовавших себя «Верховными Князьями и Великими Офицерами Великой и Верховной Ложи Св.: Иоанна Иерусалимского», основали в Париже организацию, которую назвали «Советом Императоров Востока и Запада». Этот Совет и был более широко известен как Устав Усовершенствования (Emulation), и по мнению Тори, Рагона, Левекью, Видала, Феранди, Клавеля и прочих, состоял из двадцати пяти градусов; в 1759 г. он учредил в Бордо Совет Князей Королевской Тайны и с тех пор продолжал развиваться.
К 1761 г. ложи, советы, капитулы и консистории Устава значительно увеличились в числе и распространились по всему европейскому континенту; 27-ого августа того же года Стефан Морен был назначен генералом-инспектором Нового Света указом Великой Консистории Князей Королевской Тайны, подписанным в Париже вице-генералом Ордена Шельоном де Жуанвиллем… 25-ого октября 1762 г. Великие Масонские Конституции были, наконец, ратифицированы в Берлине, в Пруссии, и предложены в качестве единственного и окончательного кодекса, регулирующего течение работ во всех ложах, советах, капитулах, коллегиях и консисториях Древнего и Принятого Шотландского Устава в обоих полушариях. В том же году они были пересланы генералу-инспектору Стефану Морену, который признал их… 1-ого мая 1786 г. Верховным Советом Высочайших Великих Генералов-Инспекторов 33-его и Последнего Градуса были выпущены собственные Конституции, впоследствии также признанные Берлином. Никаких иных верховных советов высочайших великих генералов-инспекторов до этого времени нигде в мире образовано не было; до этого времени обязанности и права, соответствующие этим и некоторым нижестоящим организациям, возлагались на вице-генералов-инспекторов. По новым Конституциям, все права верховной власти отдавались Верховным Советам, состоящим в каждой стране из девяти братьев, принимающим на себя также и все связанные с этими правами обязанности, и всю соответствующую им ответственность; исключение было сделано только для Соединенных Штатов Америки, в которых были образованы два Верховных Совета с разделением сфер деятельности по территориальному признаку. Верховный Совет 33-его Градуса для Англии, Уэльса и пр. был конституционно образован 26-ого октября 1845 г.»
Цитата приведена по книге Гумберта С. Бокса «Природа франкмасонства».

РАССКАЖИТЕ О СТРУКТУРЕ МИРОВОГО РЕГУЛЯРНОГО МАСОНСТВА. КТО ЕСТЬ ГЛАВА МАСОНСТВА?

Всемирное регулярное масонство состоит из более, чем ста Великих лож.
Великая Ложа – организация, обладающая высшими организационными масонскими полномочиями на своей территории. Территория полномочий Великой Ложи, как правило, совпадает с территорией страны, на которой действует Великая Ложа. Однако в США своя Великая Ложа есть в каждом штате.
По масонским традициям на одной территории обычно не бывает двух Великих Лож. (Впрочем, есть некоторые исторически сложившиеся исключения: например в Великобритании действует регулярная Объединенная Великая Ложа Англии и Великая Ложа Шотландии). Каждая Великая Ложа на территории своей юрисдикции суверенна. Это означает, например, что на территории России нет и не может быть высшей масонской организации, чем Великая Ложа России.
Никто не может навязывать отдельной Великой Ложе свою волю извне, поэтому всемирного главы масонства нет и не может быть. Конечно, Великие Ложи, находятся в корреспондентских отношениях, поддерживают постоянный контакт и ведут консультации, но эти отношения не имеют каких-либо аспектов подчинения друг другу.
Руководители Великих Лож поддерживают постоянные личные контакты. Для этого регулярно проводятся консультативные ассамблеи Великих Мастеров, однако там не принимается никаких обязательных для всех Великих Лож решений.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГЛАЗ В ПИРАМИДЕ МАСОНСКИМ СИМВОЛОМ?

Нет. Среди четырех членов комитета, разрабатывавшего символику Большой государственной печати США, только Б. Франклин был масоном. Остальные четверо не имели никакого отношения к масонству. Это были Томас Джефферсон, Джон Адамс, художник и консультант Пьер дю Симитьер. Именно Пьер дю Симитьер предложил изобразить глаз в пирамиде, известный ему как символ, часто используемый художниками и учеными Просвещения. Этот символ использовался как символ Божьего Провидения и никогда не был масонским символом.

МАСОНСТВО СОБРАНИЕ СТАРИКОВ? РАЗВЕ МАСОНСТВО ЕЩЕ НЕ ВЫМЕРЛО?

Среди масонов много людей всех возрастов, начиная с 21 года (или 18 лет в зависимости от юрисдикции). Масонами являются миллионы людей в мире и сотни в Казахстане. Духовный и нравственный свет масонства не погас и привлекает людей, которые ищут свое место в мире, ищут место Человека перед Богом

ЛОЖА – МЕСТО ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСМЕНАМИ ОБЩИХ ДЕЛ?

Нет. Более того, большинство масонов считают, что предпочтение в ведении дел, оказываемое кому-либо вследствие того, что он масон, является немасонским деянием. Человек, пытающийся стать масоном из-за того, что он надеется получить от этого экономическую или политическую выгоду, никогда не станет масоном. Если Вас интересуют организации или товарищества, созданные для совместного ведения дел, рекомендуем вступить в Ротари-клуб.

ПОЧЕМУ МАСОНСКИЕ РИТУАЛЫ СЕКРЕТНЫ?

Процесс посвящения имеет эзотерическую сторону. С ритуалом каждого градуса брат знакомится только в момент посвящения в этот градус. Так, от посвящения достигается максимальный эффект. Это дает материал для глубоких размышлений, создает внутреннее духовное напряжение.

МАСОНСТВО – РЕЛИГИЯ?

Нет. Масонство требует от своих членов веры в Бога. Но масонство не заставляет человека придерживаться определенной веры, не навязывает ему какой-либо собственной системы исполнения религиозных обрядов и не требует даже определенной конфессиональной принадлежности. Все ритуалы масонства и его символика – средства духовного усовершенствования человека, но мы избегаем суждений о Боге. Такие суждения для брата определяются конфессиональной принадлежностью (если она есть) либо внутренним духовным чувством. Орден лишь способствует раскрытию внутренней религиозности человека, укрепляет его веру, делая ее более глубокой и искренней. Но в личные религиозные убеждения масонство не привносит какой-либо окраски.

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЕСТЬ В МАСОНСТВЕ ВЕРЫ, РАСЫ КАНДИДАТА?

Никаких. Кандидат должен только верить в Бога, бессмертие души и в высшее предназначение Человека во Вселенной. Определенные ограничения на членство в Братстве вводятся наоборот, некоторыми конфессиями. Например, до самого недавнего времени действовал запрет на членство в Братстве для приверженцев Римско-католической церкви.

ДОЛЖЕН ЛИ Я БЫТЬ ПРИГЛАШЕН ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В МАСОНСТВО ИЛИ Я МОГУ ПРОЯВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ИНИЦИАТИВУ?

Масонство не является сектой или миссионерской организацией и не вербует своих членов в обществе. Если же Вы будете ждать, то будете ждать вечно. Масонский принцип – не вербовать сторонников. Даже если рядом с Вами наш брат, он не имеет права пригласить Вас в орден. Если он считает, что Вы могли бы стать хорошим кандидатом он может лишь мельком упомянуть о своей связи с масонством, не более того. Остальное за Вами. Поэтому разумно было бы – при наличии желания – искать пути налаживания связи с Братством, а затем действовать по обстоятельствам. Например, сейчас Вы находитесь на нашем сайте, и Вашему вниманию здесь представлена контактная информация. Остальное – за Вами.

Я ХОТЕЛ БЫ СТАТЬ МАСОНОМ. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?

Руководство по вступлению в братство приведено тут. Будьте готовы представить о себе подробную информацию.
Просим Вас понять, что быть масоном тяжело. Огромное число требований предъявляет к человеку это высокое звание, и нужно найти в себе силы соответствовать ему. Надо также искренне верить в Бога. Пожалуйста, перед решением подать прошение о вступлении в Масонство серьезно обдумайте, готовы ли Вы на этот труд, единственной наградой за который будет духовная поддержка братьев.
Обычный порядок посвящения в ВЛК предусматривает, что кандидат пишет петицию. С ним беседуют не менее трех братьев-мастеров. После этого вопрос обсуждается руководством ложи, а если кандидат не может представить братьев-рекомендаторов, то его вопрос обсуждается в руководстве Великой Ложи Казахстана.
После этого ложа рассматривает кандидатуру соискателя. При вынесении положительного решения кандидат допускается до опроса «под повязкой». Кандидат приглашается в ложу, где во время торжественных ритуальных работ он с завязанными глазами вводится в собрание и члены ложи задают надлежащие вопросы.
После члены ложи обсуждают вопрос еще раз и принимают окончательное решение. Кандидатура считается отклоненной, если хотя бы три члена ложи проголосовали против. Однако даже если один или два члена ложи резко высказались против кандидата, это может значительно отложить во времени посвящение.
В случае принятие положительного решения кандидату сообщается дата и время посвящения. Вся процедура может занять много месяцев.

У МЕНЯ НЕТ РЕКОМЕНДАТОРОВ. МОГУ ЛИ Я СТАТЬ МАСОНОМ?

Да. Но в этом случае процедура приема будет несколько усложнена. Вам придется пройти больше собеседований, и мы не скрываем – о Вас будут наводиться справки.
Made on
Tilda